Даша Шабардина - Театр как жизнь. Жизнь как театр

Театр как жизнь. Жизнь как театр

Даша Шабардина

(сайт www.promoteen.ru 2004 г )

 

Странник написал "
Человек должен выбирать: или быть ничем, или играть, что он и делает.
Жан Поль Сартр

Будете ехать в метро, обратите внимание, что сейчас читают люди. Кроме кроссвордов и «бессмертных» произведений Дарьи Донцовой и иже с ней, вы наверняка обнаружите в руках у интеллигентного вида дяденек и тетенек пособия по психологии. «Как заработать первый миллион» или «Как соблазнить шефа» - подобными заголовками так и пестрят модные журналы, многие из которых молодежь считает своими «путеводителями» по жизни. В общем, скорое психологией будут заниматься все, кто хочет ЖИТЬ, а не прозябать. А между тем, психологических школ в столице открылось огромное количество. Но чему в них обучают? Дает ли обучение практические результаты? Какие, наконец? Все эти и сопутствующие вопросы разберем на примере Театра-школы «Образ».

Изначально в «Образе», который на днях отметит 10-летний юбилей, существовало 2 курса: актерское мастерство и психология, а потом они объединились. Наверняка, у вас возникает вопрос, зачем актеру психология. Оказывается, очень даже нужна, ведь перевоплощение – задача сугубо психологическая. Как можно войти в образ другого героя, не поняв его? Именно этому и учат здесь начинающих актеров. Впрочем, не только актеров. Здесь помогают и людям, не имеющим никакого отношения к актерскому ремеслу, но желающим наладить свою жизнь и вырваться из лабиринта проблем. По словам художественного руководителя Театра-школы «Образ» Сергея Анатольевича Базарова, «прежде чем в жизни что-то менять (добиваться любви, или миллионов), нужно СЕБЯ изменить, нужно захотеть это сделать. Т.е. не возбужденным быть от того, что это имеют ваши соседи или по телевизору вы увидели эти вещи у другого человека, а это должно быть вашим личным желанием». Cдвиньтесь с мертвой точки >>>

Есть еще одно подтверждение тому, что актерское ремесло и психология неразрывно связаны (кстати, Сергей Базаров по первому образованию актер, закончил училище им. Щепкина, а по второму - психолог). Люди играют не только на сцене, но и в жизни. Каждый день – это один из многочисленных актов этой пьесы. «Вот только дети играют лучше, чем взрослые, - говорит Сергей Базаров. - Они за одну минуту могут любить, ненавидеть, хитрить, радоваться; сначала ударить котенка и тут же обнять куклу, отнять у брата игрушку и подарить ее соседу по песочнице. В этом нет логики, но есть легкость, открытость и подвижность, как раз то, чего нам взрослым не хватает. Взрослый человек из обиды может выходить сутками, из депрессии – месяцами, из ненависти – годами».
Почему же это происходит, куда девается наша детская непосредственность и способность к игре? К счастью, никуда. Этот бесенок, который в детстве вытворял всякие чудеса, всегда в нас, просто мы уже не позволяем ему так активно проявляться. А следовало бы. Чтобы легко и радостно играть собственную жизнь, причем так, как хочется.
- Как вы думаете, что я сейчас делаю? – спросил у нас Сергей Анатольевич и тут же сам ответил. – Играю. А как вы думаете, что делаете сейчас вы? Тоже играете. Делаете вид, что вам интересно. (Ну, тут он преувеличил. Мне было очень даже интересно, и судя по взволнованным лицам и горящим глазам остальных, им тоже. – Прим. автора).
Как лозунг наша школа использует слова Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Я вас уверяю: играют абсолютно все и постоянно. Только игра (в благополучного, убогого, здорового, больного) должна быть от чистого сердца, оттого, что вам просто хочется играть, а не кому-то показывать, что ты свободен, что ты лучше остальных, потому что это западня».
Собственно дело остается за малым – научиться играть. Причем играть на сцене в Театре-школе «Образ» учат любого человека возраста и профессии по системе Михаиле Чехова – было бы желание, - и абсолютно ВСЕ студенты через 6 месяцев играют! Но игра на сцене вовсе не основная задача Школы. Гораздо важнее с помощью театральной практики наработать состояние игры в жизни. Это и состояние позволения, и состояние свободы – каждый называет, как ему удобно. Как раз это состояние дает человеку легкость, уверенность, избавляет от зажимов и помогает достигать любых целей. Ведь человек на самом деле может всё, вот только знают об этом не все.
Если вы вдруг попали в ужасно трудную ситуацию, вспомните, что когда-нибудь все это закончится. Вообще все закончится. А потому не стоит быть слишком серьезным. И тем более впадать в панику. Научиться управлять своим сознанием и эмоциями – одна из главных задач студентов Театра-школы «Образ», потому что, управляя механизмом сознания, люди способны достигать любых поставленных целей. Кстати, если цели не достигаются, значит, это не ваши цели.
Да… лекция Сергея Анатольевича пролетела как одна минута. Оратор он великолепный, умеет держать аудиторию в напряжении, рассказывает живо и интересно, подкрепляя мысли примерами из жизни. В общем, из Школы я вышла с гудящей от размышлений головой, хотя Сергей Анатольевич посоветовал нам особо не напрягаться.
Нет, моя жизнь пока не изменилась коренным образом по мановению волшебной палочки. Просто стала чуть-чуть другой. Пока ехала домой, очень хотелось применить полученные знания на практике. К таким радикальным шагам, как признание в любви ко всему человечеству посреди вагона метро в час пик я пока не готова. Но… теперь я могу попробовать решать свои проблемы, играя и, возможно, играючи.

Даша Шабардина


статьи в СМИ , фото и радио и видео репортажи - школа ОБРАЗ

Нравится