Cosmopolitan, ВОЙТИ В ОБРАЗ, июнь 2007 - Олеся Якунина

Cosmopolitan, ВОЙТИ В ОБРАЗ, июнь 2007  

Cosmopolitan, июнь 2007
Cosmoрепортаж

ВОЙТИ В ОБРАЗ


Многие из нас когда-то мечтали об актерской профессии, поклонниках, цветах, сцене... Но о какой сцене может идти речь, когда на публике дрожат коленки, когда ты так и не научилась легко знакомиться с симпатичными мужчинами, покрываешься холодным потом при мысли, что друзья вытащат тебя в клубе петь под караоке... И все же немного приблизиться к работникам театра и кино может каждый.


Многим кажется, что актерство - удел избранных и учат этому ремеслу лишь в известных заведениях с ог¬ромным конкурсом, а избавиться от зажатости, мучаю¬щей долгие годы, внести в жизнь новые краски можно, лишь пройдя дорогущий курс у психоаналитика. Ока¬завшись в театре-школе "Образ" для непрофессиональ¬ных актеров, я поняла, что этот путь намного короче и, что немаловажно, дешевле. После работы, института можно пойти в кафе-кино-клуб-бар, а можно пойти на курсы актерского мастерства и так же приятно провести время. Художественный руководитель школы Сергей Базаров уверяет, что после третьего курса (обучение со¬стоит из трех циклов-курсов по три месяца каждый, один цикл стоит 10 500 рублей) играют решительно все. Кстати, каждый пятый ученик школы меняет работу, каждый десятый - личную жизнь.

Первый раз
Перед тем как открыть дверь студии, где занимается первый курс, я живо представила себе потенциальных студентов: люди с выпяченным "я", скучающие домохо¬зяйки, закомплексованные студенты. Странно, но нико¬го из них я там не нахожу. Зато обнаруживаю тридцать пар глаз, заинтересованно следящих за изящными нозд¬рями черноглазой преподавательницы с тугими кудрями и аппетитными формами. Она страстно втягивает этими самыми ноздрями воздух, а затем бесшумно вы¬дыхает его через рот. Через минуту она приподнимается на носочках и "бросает тело" вниз, опускаясь на пятки с громким "у-ух!". Все с воодушевлением повторяют. Алина Ашурова, преподаватель, показывает дыхатель¬ную гимнастику Стрельниковой. (Известный чудо-ком¬плекс, разработанный в 30-40-х годах XX века, не только учит правильно дышать, но и помогает при многих за¬болеваниях.) С непривычки у некоторых даже начинает кружиться голова. Преподаватель обещает чувство нео¬быкновенной бодрости буквально в теле каждого.
Затем окружающие меня студенты начинают "разми¬нать резонаторы", то есть "мычать" на разные лады и "выкручивая" челюсть в разные стороны, работают над артикуляцией. Кто-то делает упражнения так, будто за¬нимается в школе со дня ее основания. Кто-то нервно улыбается, ловя взгляды окружающих (и мой в том чис¬ле). Кто-то, напротив, сверлит взглядом потолок. Ду¬маю, после таких манипуляций даже самый неподвиж¬ный и вялый речевой аппарат на раз выдаст "на дворе трава..." со сверхзвуковой скоростью, а тембр голоса... в общем, любимому наверняка понравится.
Один из студентов, Андрей Морозов, симпатичный юноша на вид лет двадцати, докладывает мне, что я опоз¬дала на разминку, на которой все ложатся прямо на пол, выкручивают тело в забавных позах и что-то выкрикивают. Андрей оказывается 32-летним (наверное, дыхатель¬ные упражнения еще и омолаживают) ученым-физиком со знанием трех языков. "В США мне в барах иногда отказывались наливать, так что гимнастика здесь ни при чем", - шутит студент. Пришел на курсы, потому что стало пресно жить, да и во время выступлений на научных кон¬ференциях руки до неприличия сильно тряслись. Всего лишь за пару месяцев занятий в его жизни произошли изменения: "Раньше все время думал, что люди подумают? Я интроверт, и были проблемы в общении с экстравертивными людьми. Все время повторял про себя: "Я уверен¬ный, сильный!" Наконец плюнул на глупый аутотренинг, пришел сюда и стал уверенным в жизни, а не на словах. Родственники принимают мое увлечение на ура. А вот на работе сначала покрутили пальцем у виска. Зато теперь ко мне собирается присоединиться мой французский колле¬га". Недавно Андрей снялся в передаче "Доброе утро" на первом канале: "Играл маньяка в документальном фильме про реального преступни¬ка. Родители, посмот¬рев фильм, даже не¬много испугались - так убедительно по¬лучилось!".
Заканчивается урок, студенты первого курса уходят на "психологию", предмет, которого нет ни в одном теат¬ральном вузе страны. А я спешу к Алине Ашуровой с на¬болевшим вопросом: "На что я сама буду способна после окончания первого курса?" - "На многое! (Смеется.) Через три месяца как миленькая выйдете на сцену с монологом. Я сама ужасно боялась сцены, несмотря на то что профессиональная пианистка, на сцене с 7 лет, но, как видите, те¬перь и играю, и преподаю - и все с удовольствием".

На полпути
"Что можно сделать с обычным человеком всего за три месяца?" - задаю себе вопрос, пока иду к студии второго курса. И с порога сразу вижу разницу: играют, причем все до одного! Интересуюсь у обаятельнейшего мастера курса Сергея Караулова: "Наверное, курс жутко талантливый попался? Не верю, что и я бы так смогла!" - "Каждый рож¬ден гениальным. Мы просто напоминаем об этом. Одна моя ученица падала в обморок, когда ей надо было про¬честь монолог. Сейчас играет главную роль в спектакле театра "Образ". Другая работает в Англии, тоже играет в театре, а ведь начинала как и все и пришла вовсе не затем, чтобы стать актрисой".
Я рассматриваю студентов, репетирующих диалоги в парах "мальчик - девочка". Действие происходит на пло¬щади чуть больше 10 квадратных метров, однако посто¬ронний на репетиции их совсем не смущает. Четверка ар¬тистов разыгрывает историю про помещиков, служанку-воровку и острог: парень, тихо сидевший рядом, встает и вдруг превращается в старенького помещика - очень убе¬дительно. Его "женушка" усердно гоняет "служанок" и в сотый раз искренне удивляется, что одна из них оказалась воровкой. В метре от них обаятельная блондинка и ее вы¬сокий загорелый коллега репетируют, конечно, любов¬ную историю. Где-то в углу настойчиво просят: "Ну пере¬станьте корчить злюку!" Рядом кто-то с горечью произно¬сит: "Я из-за него молодость загубила!" Еще одна пара возлежит на стульях, имитирующих кровать, затем пере¬бирается в сидячее положение, произнося что-то мелан¬холичное.
Мастер курса, конечно, репетирует за двоих, точнее - с двумя. С двумя девушками - рыжеволосой и брюнет¬кой. Последняя немного не в форме, так что Сергей Ка¬раулов периодически взбадривает ее коротким, но чрез¬вычайно вдохновляющим массажем шейно-плечевого отдела спины. Сергей, читая текст, успевает несколько раз обежать комнату, броситься на колено перед той са¬мой брюнеткой, прижать ее к груди (все в рамках при¬личий, конечно), затем схватить за руку и отбросить к стене - в общем, он не просто мастер, он мастер фейер¬верков. На обворожительную брюнетку Алину Внуковскую можно смотреть часами, а на их с Сергеем репети¬цию и подавно. Некоторые соседи-коллеги даже оста¬навливаются, забывая о собственных диалогах. Сергей, как "старший по званию", помогает Алине находить нужную интонацию, параллельно снимая пылинки с ее черного свитера и подбадривая разными компли¬ментами.
После репетиции диалога мы с Алиной отходим в сторонку и обсуждаем причины ее прихода в школу-сту¬дию. "Я работаю в строительной компании, и эта рути¬на меня просто достала. Неожиданно я стала увереннее в себе, раскрепощеннее. Раньше, например, стеснялась сказать тост в незнакомой компании, теперь - легко!"
Впечатленная разницей между первым и вторым курсами, отправляюсь к комнате, где репетирует третий, меня провожает Сергей Караулов. Не мо¬гу удержаться и спрашиваю: "Мужчины и жен¬щины, репетирующие в парах... вы такой обая¬тельный... Встречи, очарования у ваших сту¬дентов случаются?" - "А как же! Однажды я иг¬рал Серого Волка, а девушка Оксана - Лисичку. Так появился счастливый семейный союз и до¬ченька Настенька! А вообще, наверное, поло¬вина мужчин и почти все девушки приходят к нам в том числе и для того, чтобы познако¬миться с симпатичным представителем проти¬воположного пола. Сыграв несколько ролей в паре, девушки раскрывают необходимые ре¬сурсы, таланты. Я в этом не раз убеждался!".

Через 9 месяцев
Именно столько длятся актерские курсы. На третьей стадии обучения можно поучаство¬вать в подготовке настоящего спектакля.
Застаю пятерых выпускников школы в обычном классе, страстно обсуждающих ра¬боту над спектаклем по Сервантесу "Хитро¬умный идальго Дон Кихот Ламанчский". Они с недоверием покосились на журнали¬стку. Кратко объясняю им, кто я и зачем пожаловала. Меня сажают посредине ком¬наты: теперь мне видно все, при желании я могу даже дотянуться до любого из героев рукой. Артисты разыгрывают сцену: 39-летний мужчина изображает пятидесяти¬летнего Дон Кихота. Очень забавен Санчо Панса. "Интересно, как актер справился бы с ролью Керубино?" - промелькнула у меня мысль. Герцогиня в ярко-розовой футболке и юбке-пачке с бантом любезничает со статным Герцогом, манерам и речи которого позавидовали бы даже члены английской королевской семьи. А ведь секун¬ду назад это был обыкновенный парень, который каждый день ходит на работу, по вечерам, наверное, смот¬рит спортивный или еще какой-нибудь канал... Или Че¬хова читает, Лопахин-то ого-го какая роль!
Впрочем, Герцог, а в обычной жизни Виталий, хоро¬шо воспитан и галантен не только с герцогинями, но и с журналистками Cosmo: во время перерыва он приносит мне стаканчик горячего какао. Ребята обсуждают свою игру. Неожиданно Герцогиня (Оксана Уфимцева) спрашивает меня: "А что вы думаете об этом отрывке?" Я даже как-то растерялась: "Об этом?" – "Ну вот, человек даже спрашивает "об этом-то?", "и это отрывок?" - сказала она, переиначивая мою интонацию на пренебрежительный лад. "Ну что вы, сыграли хорошо! Я даже подумала, что вам и в театральный вуз не нужно, - так профессионально. Кстати, кто собирается поступать?" - сориентировалась я, вспомнив о гиперчувствительной актерской психике. Но ответить они не успевают - к нам подходит фотограф.
Я не сдаюсь - очень уж хочется узнать о планах выпускников. После съемок я подхожу к ним с тем же вопросом. И выясняю, что двое из пяти недавно расстались с прежними профессиями и готовятся стать профессиональными актерами, один строит серьезные планы в режиссуре. А вот Виталий (Герцог) не собирается связывать свою жизнь со столь зависимой и ненадежной профессией, зато теперь "начал лучше чувствовать людей, себя"...
Похоже, в России становится модным еще один способ проведения свободного времени. Новые друзья, книги, взгляд на себя и окружающих. И еще отличная дикция, пластика и способность творчески мыслить.

Олеся Якунина
Благодарим школу актерского мастерства  "Образ" и лично Сергея Базарова
за предоставленную возможность окунуться в актерскую кухню.

статьи в СМИ , фото и радио и видео репортажи - школа ОБРАЗ

Нравится