Умейте властвовать собой - Инга Кондратьева

Умейте властвовать собой

«Что наша жизнь? Игра!» — утверждает руководитель театральной школы — студии «Образ» Сергей Базаров.


Собираясь на беседу с человеком, имеющим два образования — актерское и психологическое, я заметила любопытное сходство между словами "образ" и "образование". Первый же запрос в поисковой системе выдал мне следующее определение одного из этих понятий: "Целью общего образования является создание условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации". Получилось так, что именно с вопросов адаптации и начался наш разговор с Сергеем Анатольевичем Базаровым, художественным руководителем театральной школы "Образ". 

- Скажите, ваша школа-студия дает актерское образование всем желающим?

- Прежде всего, мы предлагаем некое эталонное состояние комфортности, которое помогает человеку в решении проблем личного характера, легко уживаться в коллективе, преодолевать всевозможные страхи и на этой основе быть успешным во всех областях. Когда психика адаптируется под современный ритм, жизнь в различных проявлениях приходит в норму — у человека высвобождается свободная энергия. Ее необходимо использовать – например, в творчестве. В нашей школе два основных направления: это три цикла актерских практик "Актерское мастерство для жизни и сцены" и психологический экспресс-тренинг "Искусство жить. Техники достижения желаемого".

- И как же достичь желаемого?

- Ставьте себе качественные цели! За достижение наших целей отвечает механизм сознания — это головной мозг и все части нервной системы, которые пронизывают все наше тело, собирают с него информацию и доставляют ее в головной мозг. Головной мозг обрабатывает информацию, выдает какие-то сигналы и команды, команды разносятся нервной системой по телу, тело что-то ощущает, чувствует и что-то делает в результате этих ощущений. Это, в общем-то, азбука. Однако важно, чтобы этот механизм четко функционировал. Мы, по сути, развиваем и закрепляем его, используя специально разработанную методику.

- Сергей Анатольевич, в вашей школе обучаются люди и только выбирающие свой путь, и уже состоявшиеся в разнообразных профессиях, а главное — различных возрастов. За чем, в основном, они приходят в "Образ"?

- Театральная школа ставит перед собой первую задачу: научить молодых людей играть на сцене, чтобы они определили, насколько им необходима в будущем актерская профессия. Потому что приходят люди, которые хотели бы просто-напросто решить вопрос: интересно ли им будет заниматься этой профессией, а значит, получить первоначальную информацию и практику. Вторая задача — это помочь людям любого возраста использовать техники актерского мастерства, чтобы определить новое отношение к жизни и использовать эти техники для достижения своих целей и более комфортного и уверенного душевного состояния. Мы исходим из того, что абсолютно все люди играют, и убеждены в правильности шекспировского высказывания, что весь мир — театр, а люди в нем — актеры. 

- А зачем актеру психология?

- По второму образованию я психолог. Я не собирался учиться на психологическом факультете, но когда стал преподавать, годика через три понял, что ученики приносят такое количество проблем отнюдь не театрального характера, которые мешают им чувствовать себя в театре свободно и легко, что мне пришлось научиться профессиональному подходу к тайникам человеческой души. Что это за проблемы? У большинства людей существует, например, боязнь публичного одиночества. Что такое публичное одиночество? Я выхожу на сцену, на меня смотрят 20, 30, 50 человек, я уже не говорю про 6 тысяч. Что возникает? Возникает внутренний монолог: "Как я выгляжу со стороны?". Ответ вы прекрасно знаете: "Не очень убедительно". Либо: "Как болван". Так отвечает мозг. Дыхание становится спертым, тело зажимается, кожа краснеет и хочется уйти. На первом же ознакомительном занятии я задаю аудитории свой любимый тестовый вопрос: "Способны ли вы в любой момент жизни сохранить состояние покоя или вернуться в него, если вы его потеряли?". Как можно достичь цели, если мы не умеем управлять собственным состоянием и почти все наши действия есть не целенаправленные действия, а просто реакция? Если каждую минуту нас можно спровоцировать на любую реакцию и втолкнуть в невыгодную для нас ситуацию, то о каком управлении состоянием идет речь?

В театральной школе мы учим управлять своим состоянием, тренируем наших учеников в умении сохранять внутреннюю энергию, которая бывает необходима при преодолении других стрессовых ситуаций, неизбежно стоящих на вашем жизненном пути. 

- Сейчас со всех сторон предлагают такое количество различных психотехник — может, это просто мода? И для человека достаточно просто отдохнуть?

- Сколько ни отдыхай на юге, через неделю в Москве опять хочется отдыхать, а чем больше отдыхаешь, тем быстрее энергия заканчивается. Сколько ни голодай (а кто-то и при помощи голодания пытается обеспечить себя энергией), не помогает: первую неделю ты гордишься собой, потому что все вокруг жрут, а ты нет, но через месяц так хочется есть и так наедаешься, что лучше бы и не голодал. Можно не хотеть есть, но это при условии, когда биохимические процессы в организме проходят нормально, а это тоже зависит от того, как человек управляет своим состоянием. Сколько ни обнимай любимое дерево (я перечисляю те способы, которые предполагают набор энергии), отошел на метр — снова хочется к нему прижаться, потому что энергия куда-то уходит. Эту энергию взять неоткуда. Ее можно только сэкономить. 
Теперь о техниках, которые мы предлагаем. В последнее время появилось огромное количество литературы по психологии. Очень хорошо, что люди читают. О психологических школах Норбекова, Свияшей, Верещагина, Волгина, школе Симорон, Карнеги, Хаббарда… Но среди этого многообразия попадаются книги типа: "Как заработать первый миллион" и "Как уложить женщину в постель". И потихонечку возникает такое опасение: а не надувают ли нас в очередной раз? Рассудите сами: до 1990 года у нас ни психологии, ни секса не было, а теперь это — две основные проблемы. А за сколько лет мы накопили последний миллиард населения на планете? За 15 лет. Как вы думаете, этот миллиард уже умер? Конечно, нет. Его не унесет ни одна война, ни одна эпидемия. Эти люди растут или уже выросли, они хотят есть и пить, они хотят работать и развлекаться. Они движутся по планете в точки, где удобнее, — в том числе сюда, в Москву. И бессмысленно обижаться на корейцев и китайцев — их ничто не остановит, они будут передвигаться на наши территории. По скрытой статистике через 10 лет в Москве и Московской области будет жить около 40 миллионов людей. А следующий миллиард на планете мы накопим за 3 года. И все мы, как молекулы и атомы, находимся во взаимодействии, тремся друг о друга, толкаемся локтями. И порой возникает ощущение, что мир потихонечку сходит с ума. А он не сходит с ума, просто очень быстро развивается. И надо уметь к этим изменениям адаптироваться. 

- Так в чем же отличие "Образа" от других школ?

- Первое отличие — у нас не применяется никакой специальной терминологии типа «чакры», «ауры», «энергоинформационные обмены», «карма». Кстати, Лазарев написал 8 книг про карму, всех напугал, потому что карму не изменишь. Правда, в последней он объяснил, что все-таки можно. Тем, кто относится к карме серьезно, предлагаю принять на заметку девиз психологической школы Симорон: "Своя карма ближе к телу, держи карму шире". У нас этих терминов нет, потому что мы стараемся упростить язык до обыденного, элементарного, понятного любому человеку без всякого специального образования. Второе наше отличие от других психологических школ — простота технологии. Мы убеждены, что технология должна быть очень простой. Возможно, вы читали Семенову, Шаталову, Порфирия Иванова, Брэгга? Я тоже читал их всех, вникал в их советы. Лет 10 назад я собрал в отдельную тетрадочку целый комплекс: там надо было голодать, пить и есть определенные напитки и продукты, дышать как-то особенно, бегать, делать всякие процедуры. Когда я утром просыпался, то должен был первым делом проверить, какой сегодня день: четный или нечетный, потому что в четный надо было вставать с правой ноги, а в нечетный — с левой. Потом надо было дышать по определенной системе, потом гимнастика, потом по дороге на работу я что-то еще себе массировал…
К середине дня я понимал, что я не проделываю и половины техник, которые у меня записаны в тетрадочке. И однажды мне пришла в голову нехорошая мысль: "Я занимаюсь или живу?". Я понял, что занимаюсь. По моим наблюдениям, в Москве огромное количество людей, которые ЗАНИМАЮТСЯ, причем все время пробуют что-то новое, — лишь бы только не жить. Поэтому мы решили не создавать технологию, которая подменяет жизнь, а решили создать технологию, которая помогает жить. Она должна быть короткой, быстрой, оперативной, лежать у вас в кармане и подчиняться только вам.

- Так что же надо делать, чтобы стать успешным?

- Играйте! Относитесь к жизни как к игре. Найдите примеры, когда принцип игры работает в жизни. Вы наверняка видели бьющихся в судорогах на полу магазинов игрушек детей. Мама пугается, что у ее чада глазки лопнут и сердце выскочит, тащит ему игрушку, а ребенок мамулю классически «раз-во-дит». На самом деле бьющийся в истерике ребенок не тратит ни одной нервной клеточки и где-то в глубине подсознания занимает позицию безэмоционального наблюдателя. Взрослый же человек из раздражения выходит порой сутками, а то и неделями. А из депрессии и агрессии люди выходят иной раз месяцами, а из ненависти — годами. Не поддавайтесь эмоциям. Играйте! Все мы были детьми. Знаете, на чем мы однажды попались? Это очень важно, потому что это касается той позиции, которую мы вырабатываем у нас в театральной школе и в психологической школе. Мы с вами однажды поверили, что все вокруг очень серьезно. Поднялись с кресла и пошли доказывать, что вы правы или кто-то не прав. Пока мы разбираемся в этой ситуации, уходят недели, месяцы, годы…

- Сейчас март — разгар учебного года. Хочется поблагодарить вас и пожелать вам и вашим ученикам успешной игры, творческих удач и достижения поставленных целей!

- Спасибо, взаимно. Хотя для нашей школы начало и продолжение учебного года — это довольно условное деление. Сезон заканчивается традиционной поездкой студентов и преподавателей в Крым, но набор групп происходит постоянно в течение всего года, и даже летом работа в школе не прекращается ни на один день.

Беседу вела Инга Кондратьева

Нравится