Юлия Шелгачева - COSMO-СИБИРЬ Апрель 2007

COSMO-СИБИРЬ Апрель 2007 

Большой театр
30.04.2007 
Автор: Юлия Шелгачева
Опубликовано в журнале: Апрель 2007_Сибирь


COSMO-ЭКСПЕРИМЕНТ: 
– Э-э-э, знаешь, Люда, я в субботу не могу никак. У меня… м-м-м… родственник из Бердска приезжает, - вяло промямлила я. 

– Да ты что? - воскликнула противная Людмила. - Тогда приходите к нам на вечеринку вместе! Жду! До завтра! 

И когда я научусь придумывать складные отговорки? Теперь придется идти к Людке на ее дурацкую вечеринку. И еще объяснять ей, куда подевался родственник из Бобруйска. Или как я там сказала? Из Бердска! 

– Актриса из тебя никакая! - вынесла вердикт подруга Катя. Пришлось согласиться. И тут меня осенило: 

– Никакая, говоришь? Это поправимо! Срочно на курсы актерского мастерства. Может, научусь хотя бы изображать тяжелобольную или страшно занятую. 

Так как в редакции моя идея была встречена одобрительно, обучать меня было решено в рамках эксперимента и в надежном месте. К нашей радости, оказалось, что в Новосибирске есть филиал московской театральной школы, где обучать студентов приезжает московский же преподаватель. Вот туда мы и решили пойти. Мы – потому что Катя тоже загорелась необычной идеей и составила мне компанию. 





Думаете, сразу на сцену? 
Как бы не так! Начинающим 
актерам важна разминка!




ПРОЛОГ 
Когда-то я играла в детском театре. Точно помню, как мне не нравилось репетировать в выходные дни, а в день премьеры вставать в шесть часов утра. Но вся эта рутина забывалась, как только мы выходили на сцену и превращались в мартышек, крокодилов, принцесс и королей. После выступления нас до отвала кормили тортом и не уставали нахваливать. А что еще нужно ребенку для полного счастья? 

И вот теперь, стоя у дверей театральной студии, я поняла, что с тех пор явно повзрослела. Тогда я была абсолютно уверена, что лучше меня с ролью мартышки не справится никто. А вот сейчас очень даже засомневалась в своих способностях. 

Кроме нас с Катей постигать азы актерского мастерства пришли человек двадцать. Стайка девушек, парочка мужчин и дам постарше и штук пять молодых симпатичных парней. 

Преподаватель, девушка по имени Анна, уже была готова начать занятие. 

– Здравствуйте, очень рада вас видеть! - поздоровалась она. - Как вы знаете, курсы актерского мастерства – нелегкий труд, и актер должен быть в хорошей физической форме, чтобы умело управлять своим телом. Поэтому начнем с разминки! 

Мы выстроились в шахматном порядке и приготовились внимать. Но разминка началась с весьма интенсивной пробежки, в которую постепенно добавлялись танцевальные элементы. Вот уж не думала, что театральная студия станет альтернативой фитнес-залу! Только когда все запыхались, Анна предложила выполнить несколько упражнений. 

– Актер должен быть наблюдательным, чтобы запоминать различные образы и применять их в своих ролях. Давайте-ка для начала поиграем в “зеркало”, - с такими словами Анна разбила нас на пары. Один должен был повторять все, что делает другой. 

Сначала наши движения были совсем простыми. Потом самые смелые начали строить рожицы и показывать друг другу языки. Но и этого оказалось мало, Анна напомнила, что можно делать абсолютно все, и ученики начали вдохновенно кататься по полу и лезть на стены. Бедные “отражения” покорно повторяли. 

Наверное, со стороны наше занятие смотрелось довольно странно. Но нам было весело. 


Гол настоящий, 
мяч воображаемый


Эх, мне бы такую роль!



Следующим заданием было представить простую тетрадь в несвойственной для нее форме. С легкой руки разгулявшихся учеников тетрадка превращалась то в палатку, то в бинокль, то в затейливый предмет гардероба. Чем дольше мы продолжали фантазировать, тем более оригинальные идеи приходили в голову. 

Только мы успели размечтаться, как занятие закончилось. На прощание мы одарили друг друга комплиментами, начинающимися на первую букву имени и воображаемыми подарками. Меня назвали ювелирной и подарили жемчужину. Такой довольной я не чувствовала себя давно! 


ГДЕ НАЙТИ ФИЛИАЛ ШКОЛЫ “ОБРАЗ”? 
г. Новосибирск, Красный проспект, 171/4, ДК “Энергия”, тел. 291-03-56. 
Сайты школы:  www.teatr-obraz.ru 



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ И ДРУГИЕ 
На втором занятии после традиционной разминки мы сели в круг и получили такую инструкцию: 

– Главная задача актера – сыграть так, чтобы ему поверили. Поэтому сегодня будем учиться искренности. 

Для этого на двух поставленных напротив стульях уселись наши одногруппники – Наташа и Сергей. 

– Задача Сергея состоит в том, чтобы согнать Наташу с ее стула, не покидая при этом свой, - объяснила преподавательница. 

Все недоуменно переглянулись. 

– А что надо говорить? - спросил растерявшийся Серега. 

– Да что хочешь. Если это будет искренне, Наташа уйдет. 

Повисла неловкая тишина. “Зрители” с любопытством наблюдали. Я радовалась, что первой вызвали не меня. Сидела бы, как бревно, и не знала, что делать. Серега как-то странно захихикал, покраснел и сказал: 

– Наташ, иди отсюда! 

На что получил бодрый ответ: 

– Не-а! 


Главная задача актера - 
сыграть так, чтобы ему поверили. 
Ну и чем я не джигит?


Полет фантазии



Ну как можно уговорить человека что-то сделать, если он заранее настроен все отрицать? Бедняга перепробовал все: 

– Хочешь конфетку? Бери! 

– А-а-а, сзади монстр! Бежим! 

Эти попытки вызывали у Натальи только смех. Ситуация казалась безвыходной. И только полчаса спустя Сережа, протянув руку, сказал: 

– Пойдем танцевать! 

Под умилительный выдох женской половины Наталья поднялась. Как только стал понятен принцип действия, “выгонять” со стула стало гораздо проще. Дамы разыгрывали сцены с оброненным колечком, обмороками, взывая к основам джентльменского поведения. 
Когда каждый успел попробовать свои силы, все вздохнули с чувством исполненного долга. Кажется, и у меня вышло неплохо. И теперь казалось, что море актерских возможностей по колено. 

А вот Анна считала совсем по-другому. Она все больше и больше напоминала мне фокусника, который раз за разом достает из цилиндра что-то все более невероятное. 

Сначала она учила нас прислушиваться к собственному телу и позволять ему двигаться самостоятельно в любом направлении. 

Гуляя по залу с закрытыми глазами, я наткнулась на кого-то, потом на что-то и ушибла коленку. Зато поняла, что, если полностью сосредоточиться на телесных ощущениях, мозг отключается начисто. Требуется примерно минута, чтобы потом “выйти из себя” и вернуться к людям. 


Главное, все стараются!

Что не сделаешь ради искусства



Затем Анна предложила нам придумать рекламу любого предмета, какой найдется у нее в сумке: визитки, заколки или конфетки в шуршащем фантике. Все это нас изрядно вымотало, но зато в этот раз мы пошли домой уже немножко актерами и самую капельку – режиссерами. 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА “ОБРАЗ” 
Ведет обучение по системе Чехова уже десять лет. Курс состоит из трех циклов, во время которых люди учатся преодолевать страх перед сценой, погружаться в состояние выбранного образа и в новой воображаемой реальности взаимодействовать с партнером. В студии “Образ” по окончании курсов дают профессиональное свидетельство, которое котируется в театрах и на киностудиях. Занятия в Новосибирске ведет московский преподаватель, а актерское агентство при школе помогает воспитанникам ходить на прослушивания и найти работу. 


ТЯНЕМ ХОБОТ 
Примерно через месяц занятия напоминали, скорее, встречу старых друзей. Мой страх окончательно испарился, да, похоже, и не только мой. Даже двое самых зажатых и серьезных в нашей группе дядечек научились дурачиться на всю катушку. Мы валялись по полу, изображали волков, играли с воображаемыми предметами. В общем, делали все, чего нельзя делать в обычной жизни. 

Катьке больше всего нравилась разминка, которая длилась примерно треть занятия. А моими любимыми стали упражнения на артикуляцию. Поначалу смешно было смотреть, как двадцать человек с совершенно серьезным видом выговаривают: “Зги-згэ-зга-зго-згу-згы!” А потом, словно лошади, дружно на выдохе говорят: “Тпру-у-у-у-у” и радостно хлопают в ладоши. 


Поза лотоса дается нелегко!

Девушка с кувшином



Время от времени Анна делила группу пополам, ставила нас друг напротив друга и говорила название задания, например, “поцелуй-улыбка-оскал”. Глядя в глаза друг другу, мы должны были вытянуть губы (отчего становились похожими на слоников с мизерным хоботком). Потом следовало улыбнуться и оскалиться, вообразив себя как можно более хищным животным. 

После таких упражнений ужасно болели все лицевые мышцы. Причем больше от смеха. Он-то и был главной помехой в постижении актерского мастерства. В один из моментов, когда я перестала смеяться, вдруг как-то само собой подумалось: “А вдруг получится? Брошу работу и из скучного офиса попаду на сцену. Светить там всеми гранями своего таланта было бы здорово!” 

Поразмышляв, я поняла, что до таких радикальных изменений в ближайшее время дело не дойдет. Хотя поводы для гордости уже явно имелись. Походка стала легкой, а с лица не сходила довольная улыбка. 

Но самое главное – в моем гардеробе наконец-то появилась мини-юбка. Раньше я почему-то стеснялась ее носить. А сейчас даже решилась добавить к юбке еще и туфли на высоком каблуке. И прямо в таком наряде (ой, видела бы это мама!) решительно отправилась на работу. 

Но и это еще не все. Удивительно, но занятия в театральной студии изменили мое мировоззрение. Раньше мне казалось, что спонтанность – это то, чего следует изо всех сил избегать. А теперь прелесть неожиданных поступков стала вполне доступна. Кто сказал, что мне нельзя попробовать себя в качестве модели? Или написать книгу? Или взять и станцевать на корпоративном празднике танец живота? Кстати, я наконец-то набралась смелости сказать Людке, что не приду на ее вечеринку. В мой отрепетированный с помощью Анны образ строгой и занятой девушки очень даже поверили! Удивительно, но я чувствовала себя достаточно комфортно в новом амплуа. Неплохо было бы воплотить в жизнь еще парочку героинь: нежную обольстительницу и противную стерву. Ведь это так здорово – быть разной, оставаясь при этом собой! 


Тянем косые мышцы...

...и указательные пальцы!



ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА МИХАИЛА ЧЕХОВА? 
Михаил Чехов – талантливый русский актер, уехавший в 1925 году за границу. Там он создал свою, уникальную систему обучения актерскому мастерству и основал собственную школу в Голливуде. В отличие от системы Станиславского, обучение по Чехову происходит играючи. За счет развития внимания и чуткости к ситуации у учеников появляется возможность творить на сцене и в жизни.

статьи в СМИ , фото и радио и видео репортажи - школа ОБРАЗ

Нравится