портал "Деловая пресса" номер 59-60(155-156) от 20.08.2004
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОГО УСПЕХА
В театре-школе “Образ”, называемом в народе также “Школой Базарова”, занимаются люди всех возрастов и профессий (в основном молодежь): менеджеры и будущие топ-модели, студенты и большие начальники, короче, люди, ищущие успеха в бизнесе и технологий прорыва на личном фронте.
Чему здесь учат? Скороговоркой не скажешь, поэтому предлагаем интервью с художественным руководителем школы.
Сергей Анатольевич Базаров - выпускник школы Малого театра, Щепкинского училища, в котором учился под руководством Виктора Ивановича Коршунова. Изучал систему Михаила Чехова, на основе которой позже создал свою школу. После училища играл в театре (классика - по Чехову, Абрамову), снимался в боевиках (сериал “Александр Македонский” и т.д.) и получал второе высшее образование психолога. Идея создать школу, где актерской технике могли бы обучаться люди всех профессий, расширяя свои возможности в жизни, стала проектом.
- Сергей Анатольевич, давайте начнем с примера. Так легче понять, что такое актерская техника в жизни. А потом попробуем разобраться в “технике позволения”, в “обнулении”, “сканировании”, “состоянии игрока”.
- Пожалуйста, вот житейский пример. Он и она - сейчас много одиноких людей. И вот случайная встреча. В первые же мгновения ясно: вариант подходящий. Надо моментально решиться - через секунды она исчезнет в толпе. Познакомиться, найти спутника жизни, создать семью - цель достойная. Надо действовать. Но ум начинает внутренний монолог: “у меня не получится”, “я выгляжу, как озабоченный придурок”, “она меня пошлет” и т.д. Поэтому проблема одиноких людей, почти всегда, не в том, чтобы познакомиться (шансы есть!), а в том, что они не могут позволить себе этого. Конечно, легко сказать - расслабься, будь остроумным, говори нестандартно. Но как это сделать? Любой актер знаком с этой проблемой, помноженной на количество зрителей. Сцена - публичное пространство, и ум здесь с еще большим ожесточением затевает внутренний монолог: “я выгляжу ужасно”, “я бездарь - все кончено” и т.д. Разумеется, можно пересилить любое стеснение и вымучить заученный текст, но это будет провал - и в театре, и в случае со знакомством. Боясь провала, человек сбегает, придумывая себе объяснения типа: “Да она не красива, и надменна - нет, это совсем не мой вариант”. У женщин на этот случай железно работает отговорка: “Мужчина должен подходить первый”. Актер же не может не выйти на сцену, провалить роль. Поэтому в актерском ремесле существует специальная “техника позволения” по преодолению этих состояний. Это специальные упражнения, направленные на устранение внутреннего монолога, вызванного страхом, тревогой. Мы называем это “обнулением” внутреннего монолога. Цель - создание умственной тишины как исходного состояния для работы.
Эта техника - одна из главных составляющих в духовной практике многих религий, оккультных и философских школ, только называется это везде по-разному. Все они перегружены огромным количеством теории: о чакрах, энергетиках и т.д., что не вписывается в темп современной жизни. Мы же занимаемся только практикой.
- Что значит “сканировать” ситуацию или человека? Насколько точны эти аналогии между психической сферой человека и сканерами, компьютерами?
- Все, что создано человеком, подобно тому, что есть в нем самом или окружающем его мире. Компьютер - модель мозга, Интернет - модель коллективного опыта. Конечно, человек неизмеримо совершенней созданного им, но эта аналогия достаточно точна, поэтому мы используем понятные и привычные для всех слова. Сканирование - безэмоциональный, безоценочный взгляд на человека или ситуацию (эмоции искажают реальность). Это взгляд с четко поставленной целью.
- Давайте опять на примере. Оптовка. За весами 20-летняя продавщица с Украины - сейчас их тысячи, все приехали покорять Москву. На уме - карьера, замужество. А на деле - по 12 часов работы без выходных, заработок с выручки, покупателей мало, а за жилье 100$ в месяц. В общем, все “по нулям”. И что ей “обнулять”, как “сканировать”?
- Надо начать с постановки цели. Четко сформулировать, чего ты хочешь. Допустим, цель - престижная высокооплачиваемая работа. Вы можете в это не верить, но мозг будет работать над этим автоматически. Будет запрашиваться генетическая память (индивидуальная база данных), коллективная память (Интернет). Источнику информации разные философские школы дают свои названия: эгрегор, ноосфера и т.д. Мы не изучаем это. Для нас важно то, что ответ на запрос о цели не может не прийти. Наш мозг обязательно даст подсказку - это может быть “случайно” возникшая идея, или объявление о работе, 100 раз виденное, но только сейчас замеченное, или нужная информация в обрывке разговора случайных прохожих. Подсказка будет обязательно, важно не пропустить ее. Страх, тревога, провоцирующие внутренний монолог, будут помехами. Желание хапнуть много и сразу - тоже разновидность внутреннего монолога. Надо “обнулить” эмоции страха и жадности - это поможет “услышать” подсказку. И если информация пошла, то надо действовать. Приведу еще одну, достаточно точную аналогию. Движение человека, четко поставившего цель (будь это поиск спутника жизни или желанной работы), похоже на движение управляемой ракеты. Ракета никогда не летит абсолютно точно, компьютер постоянно корректирует отклонения, но цель и ориентация на нее постоянны. Можете себе представить, что было бы, получи ракета команду “а нужно ли достигать цели” или “может, выбрать другую цель”?.. Подобная установка означала бы потерю цели и падение ракеты. То же и с человеком: сомнения “выключают” мозг из автоматической работы, подсказка не придет, цель потеряна. Сомнение уничтожит саму возможность успеха.
- В вашей школе есть мастер-класс (специальный экспресс-курс для менеджеров - 7 дней по 3 часа). Чему они учатся здесь?
- Они учатся поиску успеха. Все они, как правило, точно знают, что именно надо делать, чтобы продать товар, заработать больше денег, расти по службе. Вопрос в том, как делать? На мой взгляд, ситуация в торговле сейчас примерно такая: большое количество однотипных товаров выравнивается в качестве и цене. Десяток торговых точек, расположенных близко друг к другу, могут предлагать одно и то же, одного качества, по одной цене. Куда будет ходить покупатель? Ясно: туда, где менеджер, продавец, доставят ему наибольшее удовольствие от покупки - он согласен платить за это. Поэтому повсюду идет работа над формированием положительного образа менеджера. Такой менеджер готов “обрушить” на покупателя все, чему его учили. Но покупатели в малом бизнесе - люди образованные, до предела начитанные по психологии и тому же менеджменту. Поэтому безмерная активность продающих поначалу вызывала умиление, затем иронию и, наконец, стала вызывать раздражение. Тем более что тексты шаблонные, да и не очень приятно ощущать себя объектом воздействия. Но как же встретить клиента?
Если вы когда-нибудь бывали у настоящей гадалки, ясновидящей, то наверняка заметили: она никогда не начинает работать сразу. Минут 5-10 идут рассеянные расспросы, что служит поводом подозревать ее в халтуре (“рассеянно говорит, значит и гадать будет плохо”). Да и сама гадалка вряд ли объяснит природу своего равнодушия, просто она инстинктивно “выключает” эмоции, оценки, то есть делает то, что мы называем “обнулением”, ибо без этого она не сможет делать то, что в нашей технике именуется “сканированием”. Когда ей удастся “отсканировать” портрет клиента, она будет говорить с ним не о том, что он пытается навязать ей, а о том, что она видит. Часто это причины той самой проблемы, о которой она даже не дослушала. Человек, не знакомый с психотехникой, испытает от услышанного суеверный страх. Однако это не волшебство, а тренируемое качество мозга. Разумеется, менеджер, продавец не должны подражать гадалкам, но принципы в работе с покупателями те же. Надо “сканировать” состояние человека на данный момент, находить “созвучия” этому настроению в разговоре с клиентом и в ассортименте. Не обязательно утюжить его информацией о товарах. Одна из моих учениц (менеджер, дизайнер в ателье) рассказала о своей самой удачной продаже. К ней в ателье зашел человек, в руке которого была коробочка корма “Пурины” (для пожилых кошек). Зашедший бегло знакомился с ассортиментом и, казалось, хотел о чем-то спросить. Менеджер опередила его вопросом: “Как здоровье вашего кота?” Это было точное попадание. Кот был привезен из Британии, и хозяин рассказал о нем немало интересного, найдя в лице менеджера благодарного слушателя. Хозяин кота оказался спецом по текстилю, и его беглого взгляда хватило, чтобы оценить ткани из Италии. Он сделал самый крупный заказ за всю историю ателье.
Конечно, невозможно в каждом случае вычислить нужный для успеха ход. Поэтому в нашей школе мы не учим тому, что надо делать или говорить менеджеру, продавцу, человеку, ищущему спутницу жизни, работу, благосостояние. Мы учим тому, как это делать, а что конкретно говорить или делать - будет ясно по ходу. Техника “позволения” - это ряд специальных упражнений, позволяющих расширить возможности человека на пути к успеху.
Записал Сергей ПТАХИН.