Михаил Казаков
журнал "Клуб" №1 2005
Жизнь как театр. Театр как жизнь.
Будете ехать в метро, обратите внимание, что сейчас читают люди. Кроме кроссвордов и "бессмертных" произведений Дарьи Донцовой и иже с ней вы наверняка обнаружите в руках у интеллигентного вида дяденек и тетенек пособия по психологии. "Как заработать первый миллион" или "Как соблазнить шефа" - подобными заголовками так и пестрят модные журналы, многие из которых молодежь считает своими "путеводителями" по жизни. В общем, скоро психологией будут заниматься все, кто хочет ЖИТЬ, а не прозябать. А между тем психологических школ в столице открылось огромное количество. Но чему в них обучают? Дает ли обучение практические результаты? Какие, наконец? Все эти и сопутствующие вопросы разберем на примере театра-школы "Образ".
Что отличает театр-школу "Образ" от них? "Образ" - единственная театральная школа, в которой обучаются актерскому мастерству по полной законченной системе Михаила Чехова, создавшего уникальный комплекс актерских техник, которые позволяют в кратчайшие сроки (в школе "Образ" - шесть месяцев) научить человека играть на сцене. А когда человек уже играет, он сам может решить: его ли это профессия, идти ли ему в ней дальше или использовать приобретенные навыки для "жизненных игр".
Обучение актерскому мастерству дает навыки, используя которые можно быть успешным в этом стремительно меняющемся мире. Умение контролировать свое состояние и управлять им, максимальное использование своего воображения, "ускользание" из критических ситуаций, мгновенное перевоплощение, наработка состояния "игривости", "жизнелюбия", "комфортного взаимодействия" с окружающими - все это задачи актерских курсов школы "Образ". Сюда приходят люди разных возрастов и профессий, но их всех объединяет желание играть - на сцене или в жизни.
Изначально в "Образе", который на днях отметит 10-летний юбилей, существовало 2 курса: актерское мастерство и психология, а потом они объединились. Психология для актера -наука первостепенная, ведь перевоплощение - задача сугубо психологическая. Как можно войти в образ героя, не поняв его? Именно этому и учат здесь начинающих актеров. Впрочем, не только актеров. Здесь помогают и людям, не имеющим никакого отношения к актерскому ремеслу, но желающим наладить свою жизнь и вырваться из лабиринта проблем. По словам художественного руководителя театра-школы "Образ" Сергея Анатольевича Базарова, "прежде чем в жизни что-то менять (добиваться любви или миллионов), нужно СЕБЯ изменить, нужно захотеть это сделать.
Есть еще одно подтверждение тому, что актерское ремесло и психология неразрывно связаны (кстати, Сергей Базаров по первому образованию актер, окончил училище имени Щепкина, а по второму - психолог). Люди играют не только на сцене, но и в жизни. Каждый день - это один из многочисленных актов этой пьесы. "Вот только дети играют лучше, чем взрослые, -говорит Сергей Базаров. - Они за одну минуту могут любить, ненавидеть, хитрить, радоваться; сначала ударить котенка и тут же обнять куклу, отнять у брата игрушку и подарить ее соседу по песочнице. В этом нет логики, но есть легкость, открытость и подвижность, как раз то, чего нам, взрослым, не хватает. Взрослый человек из обиды может выходить сутками, из депрессии -месяцами, из ненависти - годами".
Почему же это происходит, куда девается наша детская непосредственность и способность к игре? К счастью, никуда. Этот бесенок, который в детстве вытворял всякие чудеса, всегда в нас, просто мы уже не позволяем эму так активно проявляться. А следовало бы. Чтобы легко и радостно играть собственную жизнь, причем так, как хочется.
- Как вы думаете, что я сейчас делаю? - спросил у нас Сергей Анатольевич и тут же сам ответил: - Играю. А как вы думаете, что делаете сейчас вы? Тоже играете. Делаете вид, что вам интересно. ( Ну, тут он преувеличил.
Мне было очень даже интересно. - Прим. авт.). Как лозунг мы используем слова Шекспира: "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры". Я вас уверяю: играют абсолютно все, и постоянно. Только игра - в благополучного, убогого, здорового, больного -должна быть от чистого сердца, оттого что вам просто хочется играть, а не кому-то показывать, что вы свободны и лучше остальных, потому что это западня.
Собственно, дело остается за малым - научиться играть. Причем играть на сцене в театре-школе "Образ" учат любого человека. Но игра на сцене вовсе не основная задача школы. Гораздо важнее с помощью театральной практики наработать состояние игры в жизни. Это и состояние позволения, и состояние свободы - каждый называет, как ему удобно. Как раз это состояние дает человеку легкость, уверенность, избавляет от зажимов и помогает достигать любых целей. Ведь человек на самом деле может все, вот только знают об этом не все.
Да... лекция Сергея Анатольевича пролетела как одна минута. Оратор он великолепный, умеет держать аудиторию в напряжении, рассказывает живо и интересно, подкрепляя мысли примерами из жизни. В общем, из школы я вышел с гудящей от размышлений головой, хотя Сергей Анатольевич посоветовал нам особо не напрягаться.
Нет, моя жизнь пока не изменилась коренным образом по мановению волшебной палочки. Просто стала чуть-чуть другой. Пока ехал домой, очень хотелось применить полученные знания на практике. К таким радикальным шагам, как признание в любви ко всему человечеству посреди вагона метро в час пик, я пока не готов . Но... теперь я могу попробовать решать свои проблемы играя и, возможно, играючи.