Мастер-класс, Воронеж, 2006
МАСТЕР МАРГАРИТА:
«Главное-уметь возвращаться в детство»
«Жизнь – театр, люди в нем актеры!»: в общем-то, ничего особенного не изменилось со времен Шекспира. Более того, чтобы в полной мере понять, как прекрасна жизнь (хотя порой весьма не проста), чтобы достойно вступить в нее сформировавшейся личностью, необходим театр – убеждена ведущий педагог театра-школы «Образ» преподаватель курсов актерского мастерства «для жизни и для сцены» Маргарита Медведева-Карле, эффектная, жизнерадостная моя собеседница. Она, кажется, излучает тот яркий позитив, что приобретается при овладении особых техник «достижения желаемого».
- Маргарита, а как появилась сама идея возникновения этого уникального театра на стыке философии, психологии и искусства?
- Да, наш театр больше, чем просто те¬атр - скорее это стиль и особое искусство жизни. А началось все в Москве, в 1995 году. Обычный любительский театр, в котором играли по системе Михаила Чехова, но вот только - необычные дарования, люди быс¬тро ставшие творческой семьей. Вдруг мы столкнулись с тем, что стали приносить в театр свои отнюдь «нетеатральные» про¬блемы и стрессы, обнажать всю жесткость и необустроенность окружающей жизни. «Бытовой мусор» очень скоро стал мешать творчеству и с этим надо было что-то де¬лать. Выход был найден: руководитель те¬атра
Сергей Анатольевич Базаров, удиви¬тельно талантливый человек и самобытный педагог, стал искать ответы в психологии. Так, сами собой и в постоянной практике пришли нетривиальные, подчас весьма ори¬гинальные решения. Мы соединили собственно актерское мастерство с лучшими наработками известных режиссеров, пси¬хологов, духовных мастеров. Взяли техники Хосе Сильвы, кое-что из «психокибернети¬ки» Мольца, даже пару упражнений у Кастанеды, и, конечно, незаменимой осталась «классика» - выдающийся опыт Михаила Чехова, чья
актерская школа, в сущности, своеобразное продолжение системы Станиславского.
- Но, вместе с тем, знаменита не меньше. В чем основное отличие?
- Если кратко: у Станиславского актер должен предельно вжиться в роль, бук¬вально зажить жизнью своего персонажа - нередко обуяного страстями, пороками, сомнениями, отдать роли себя. Для человеческой психики - это колоссальный стресс: актер подчас перенимает привычки и даже мысли своего персонажа и очень трудно выходит из образа. А у Михаила Чехова важ¬нейший акцент - это развитие воображения, образное мышление, когда все перипетии жизни персонажа просматриваются акте¬ром в воображении, «взглядом со стороны», рисуется образ персонажа и по нему, как по лекалу, выводится жизнь сценического героя. Так, от жестов появляются чувства, а не наоборот. В конечном итоге актер ведь призван показать жизнь человеческого духа, пусть даже и затмеваемого страстя¬ми. И чтобы суметь показать именно духов¬ную жизнь, а не страсти, человек должен быть достаточно силен духом и психичес¬ки уравновешен. А для этого и оказались нужны все наши тренинги, ставшие в итоге эксклюзивным курсом актерской психо¬техники.
- Так значит не суета жизни «за¬хлестнула» театр, а театр шагнул в жизнь?
- И еще как! Изменились - стали добрее, искреннее - люди, изменились к лучшему их отноше¬ния с близкими и, как не парадок¬сально, не стало театральности и позерства в их жизни. У нас в школе актерского мастерства разновозрастные группы, но очень скоро и возраст, и социальное положение учащихся переста¬ют иметь для них определяющее значение, будь то «трудные» подростки или предста¬вители серьезного бизнеса. Уже нет нужды ни в школьном психологе, ни в соблазнах большого города: влечет по-семейному теплая атмосфера театра и возможность творческой реализации в ней.
- В чем же здесь тогда Ваш главный секрет?
- А нет секрета, есть простота и ис¬кренность. Наверное, самое главное – мы для каждого даем возможность возвра¬титься в детство, вернуть себе вновь яркое и доверчивое, как у ребенка, восприятие жизни, необусловленность и непосредс¬твенность.
- И вот теперь школа «Образ» есть и в Воронеже...
- Да, как и во многих других городах России. Нас пригласили, узнали по Интер¬нету, очень заинтересовались. Ведь важно не только уметь делать де¬ньги, важно учиться мечтать и творить.
Беседу вел
Алексей СУХОРУКИХ
Мастер-класс, Воронеж, 2006.