| Упражнения
по наработке коллективного "чувства локтя" у начинающих обучение актерскому
мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы
и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним
необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения
целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать
группу перед началом занятия, репетиции. Помимо
упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно
связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор
стержневых игр и игровых элементов, которые можно "вплетать" в выполнение
любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным, можно найти в
книге "Педагогические таинства дидактических игр" из серии Библиотека
педагога-практика В.М. Букатов, Москва, "Флинта", 1997. Упражнения,
игры и игровые элементы коллективности.Стулья.
Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву.
Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить
требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву р развернутую к окну и т. п.). Дополнительное
усложнение задания - требование одновременность (одновременно встать со стула,
одновременно поднять и т. д.). Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к
группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто
какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко
поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих
и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием
упражнения является полная бесшумность исполнения. Японская машинка.
Каждый учащийся задумывает короткое слово или цифру (не повторяющуюся) и сообщает
остальным. Далее ведущий вводит простой ритм из четырех долей с какими-либо движениями
на каждый такт. После того как группа освоила одновременное выполнение ритма,
на два последних такта учащиеся начинают передавать "лидерство", с помощью
задуманных слов, называя первым свое слово, а затем чужое. Тот, чье слово названо,
становится лидером на следующий такт и также передает лидерство другому. "Прозевавший
свое слово или не попавший в долю лидер вылетает. Третий лишний.
Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях. Построения. Участники
должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо
заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию
номера квартиры и т.п.) Рулетка. Участники разбиваются на две
группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут
руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть
монету рукой - кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они
не должны реагировать - шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя - проиграл).
Место проигравшего занимает другой представитель группы. Печатная
машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько
букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар
по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо
предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники "печатают", хлопая
в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается
общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками. Земля -
вода - воздух - огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников,
говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен ( не позже чем на
пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу
или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает. Волшебная
палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию
хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение
(словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение
и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать
профессию человека, жестом - действие и т. п. Руки-ноги. По одному
из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять
руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например,
по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей
является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм
и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды
и проверить какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат
предыдущей. Ритмы. Педагог, или кто-либо из участников показывает
ритм, состоящий из хлопков, топанья и т.п. звуковых эффектов. Задача участников
- соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди (в заданном
порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.) Ритмичный
вход. Придумать на начало занятия какой-то общий для всех участников ритм
и занять свои места под этот ритм (каждый раз ритм должен меняться, усложняясь
и становясь разнообразие, подключая не только хлопки и топанье ногами, но и все
возможные звуковые эффекты). Когда группа сможет уверенно выполнять это упражнение,
можно подключать к ритму творческие задания (бравурный, печальный и т. п.) или
добиваться развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его на партии.
Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов,
состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников
является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или
сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего
громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.
Пулеметная очередь. Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает
темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая
темп хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди
(хлопки почти сливаются), а дойдя до максимума скорости, начинают также медленно
ее снижать. Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый
придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего
"передает" ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно
запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый "снимает", а второй
"принимает" эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему
участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого
до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две
команды и "передавать" одну, заданную ведущим позу - кто точнее.
Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга
(не менее 5 метров), один поворачивается спиной -это бык, второй берет в руки
воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть
воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется).
Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия,
чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.
Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй - его
отображение в зеркале, т.е. максимально точно копирует все его действия и движения. В
головной раздел |