|
карта сайта
новости
расписание
афиша
объявления
контакты
пресса о нас
|
|
26 апреля 1912 Чехов встретился с К.С.Станиславским, читал ему монологи
Федора из Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого и Мармеладова из Преступления
и наказания по Ф.М.Достоевскому, 16 июня был зачислен в штат сотрудников
филиального отделения Московского Художественного театра и вскоре введен
Станиславским на роль Васьки в Нахлебнике И.С.Тургенева. В августе того
же года в прессе появились объявления об открытии студии при Художественном
театре.
15 января 1913 1-я Студия МХТ показала свой первый спектакль Гибель
«Надежды» Г.Хейерманса. Жизнь молодого артиста делится между сценой Художественного
театра, где он занят, в основном, в народных сценах, и работой в Студии
под руководством Л.Сулержицкого и Евг.Вахтангова. В это же время Чехов
увлекся кинематографом – в 1913 на экраны вышел кинофильм Трехсотлетие
царствования дома Романовых, где он сыграл Михаила Федоровича Романова.
В студии играл слугу Фрибэ в Празднике мира Г.Гауптмана, в Художественном
театре – Епиходова в Вишневом саде А.П.Чехова. В 1914 тайно обвенчался
с племянницей О.Л.Книппер-Чеховой, О.К.Книппер, впоследствии известной
в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер. В сезоне 1914–1915
Станиславский продолжал занимать Чехова, как и большинство молодых артистов,
в народных сценах, оттачивая на их возрастающем мастерстве свою «систему».
В 1915 Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в Хирургии и Калеб
в Сверчке на печи по Ч.Диккенсу), в спектакле студии Потоп Ю.Бергера виртуозно,
по признанию коллег и критиков, сыграл Фрезера.
В 1916 Станиславский начал репетиции Чайки, где Чехову предполагалась
роль Треплева. Репетиции шли, Чехов был нездоров, его физическое состояние
усугублялось депрессией.
В мае 1917 он ушел с репетиции и в письме к Станиславскому объяснил это
вспышкой нервной болезни, «которой страдаю уже два с половиной года».
В сентябре репетиции возобновились, но состояние здоровья Чехова не стало
лучше, он развелся с женой, увлекся философией. На его тяжелое душевное
состояние сильно повлияло самоубийство двоюродного брата, В.И.Чехова.
Для него стало невозможным воплотить финал Чайки – самоубийство Треплева.
В январе 1918 он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном
переулке. По свидетельству одной из его сотрудниц, впоследствии режиссера
М.О.Кнебель, «он… выздоровел только благодаря работе с нами… Занятия в
студии были в основном посвящены элементам системы, поискам творческого
самочувствия в этюдах, то есть первому разделу системы Станиславского».
В 1919 студию посетил Станиславский и был удовлетворен результатами работы
своего ученика.
В июне 1918 Чехов женился на К.К.Зиллер, начал работать над теоретическими
статьями.
В 1919 в журнале «Горн» появились работы Чехова О системе Станиславского
и Работа актера над собой.
В 1920 Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии
им. Ф.И.Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в Двенадцатой ночи
У.Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в Ревизоре Н.В.Гоголя
и Эрика в Эрике XIV А.Стриндберга (постановка Вахтангова, премьера 29
марта 1922, которая, по свидетельству критиков, произвела ошеломляющее
впечатление в первую очередь игрой Чехова). В апреле начались генеральные
репетиции Ревизора, один из ведущих мастеров театра, В.Лужский, записывал
в дневнике: «…громадный успех, такой, какого не видел еще ни один актер
на сцене МХАТ». В октябре состоялась премьера, в рецензии отмечалось:
«Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает
сценическая история Ревизора на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков,
о котором писал сам Гоголь» («Вестник театра»). Знакомство тогда же с
А.Белым на заседании Вольной философской ассоциации (Белый читал доклад
о Преступлении и наказании) оказало сильное влияние на последующую жизнь
и творчество Чехова, именно через Белого была глубоко воспринята артистом
антропософия Р.Штейнера. В 1922, после смерти Вахтангова, Студия совершила
большую гастрольную поездку со спектаклями Двенадцатая ночь, Эрик XIV,
Сверчок на печи: Рига, Таллин, затем Германия (где Чехов встретился с
первой женой), Прага, Брно (здесь в газете «Лидовы новины» К.Чапек публикует
статью Чехов, в которой пишет: «Его игра не поддается описанию, даже если
бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить
словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его
аристократической руки»).
По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. 28 января
1923 торжественно праздновалось ее 10-летие, отмечались артисты, проработавшие
в ней со дня основания. Чехов получил 1000 рублей золотом на лечение за
границей, лето провел в Германии, а с начала сезона репетировал Гамлета.
К этому времени он начинает особенно активно внедрять в репетиционный
процесс некоторые из своих упражнений со студийцами. По свидетельству
актрисы М.Дурасовой, в репетициях Гамлета использовалось очень помогавшее
актерам упражнение с мячами (перебрасывание друг другу мячей в определенном
ритме и с определенной эмоцией заменяло произносимые реплики – жест предшествовал
слову).
В апреле 1924 Белый читал в доме Чехова Петербург и вел беседу о пьесе
с артистами («Чехов меня увлек, писал роль сенатора для него; он как-то
сумел воодушевить меня сценой; и теперь в будущем мечтаю писать драмы»,
– писал он в письме к Р.В.Иванову-Разумнику). В августе 1-я Студия МХТ
была переименована в МХАТ 2-ой, 17 ноября состоялась публичная генеральная
репетиция Гамлета. По окончании спектакля А.В.Луначарский передал Чехову
грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных
академических театров. Хотя работа Чехова в шекспировской трагедии не
была единодушно оценена (Станиславский считал, что «вместо подлинной трагедийности
у него истеричность», Белый же отмечал: «Сегодня я впервые понял шекспировского
Гамлета; и этот сдвиг понимания во мне произошел через Вас»). Известно,
что дважды посетил спектакль признанный в мире Гамлет – А.Моисси.
В январе 1925 начались репетиции Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий
выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство
М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый
спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика предпочитает
Гамлета с Мишей Чеховым».
В ноябре состоялась премьера Петербурга, спектакль вызвал споры, но игра
Чехова покорила даже Станиславского, которому спектакль
не понравился.
В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта: Л.А.Волков подал
в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в репертуар
пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного решения
указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров обратилась
к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей творческой
воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.Берсенев,
А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.Готовцев
(и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт
разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы
выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола
Дикого и Волкова.
В 1927 Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого
драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал Дело
А.В.Сухово-Кобылина (где Чехов сыграет одну из великих своих ролей, Муромского,
высоко оцененного В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой, В.О.Массалитиновой,
многими своими коллегами и критиками). 21 марта 25 ведущих артистов подали
коллективное заявление Чехову о том, что они покинут театр, если группа
Дикого не будет удалена, 30 апреля Чехов получает заявление уже от 35
актеров, не желающих работать с Диким. В связи с положением в театре Чехов
был вынужден отказаться от предложения Станиславского совершить с труппой
МХАТа поездку в Америку. В мае он вновь получил коллективное заявление
уже с 68-ю подписями и известил Дикого и его группу (8 человек) о том,
что в новом сезоне контракт с ними продлен не будет. По предложению Наркомпроса,
Чехов заменил коллегиальное управление театра единоличным (замдиректора
по финансово-административной части – Берсенев, по художественно-постановочной
– Б.М.Сушкевич).
В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (реж. Я.А.Протазанов)
по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах
эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 получила широкий
резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я пьяна Вашей
книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную, замечательную
жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали, монолитной
группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из театра,
но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола Севастьянова,
Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей для лечения.
Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и побуждать
к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового театрального
искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о предоставлении годового
заграничного отпуска.
В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов
заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка. В
ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса
в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей
– клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова.
В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929, фильм
имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья (1930),
играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по повести
О.Дымова Певец своей печали (19 29), роль русского князя в спектакле Феа
Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы» Двенадцатую
ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в замешательство.
Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О ' ' Кейси.
Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие
ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова заговорила
о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба».
В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для
организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив
в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось
интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в Париже
школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся показать
первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над
мировой классикой.
В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный
комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н.Масютин.
На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения
театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву.
В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании
русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже.
1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик XIV,
в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец пробуждается
(режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего удовлетворения
театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором Театра русской
драмы в Риге о возможности своей работы там.
28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального
театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио
в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной
постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре.
По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала
нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике
актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил
Гамлета, Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге,
репетировал Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в
Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими
актерами.
В 1935 с « Театром Чехова » выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение
остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии
свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много
и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать
с большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается
в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли
Двенадцатая ночь (новая, отличная от прежних редакция), Сверчок на печи,
Король Лир Шекспира.
В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова, было принято
решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие».
В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России (колхозник
Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать воспоминания
Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно сыграл
роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную,
Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы
«Голубая лента».
В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь ! (Петер), Ирландская
роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской
мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова»
(в измененном виде существует по сей день), на русском языке вышла его
книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров – Г.Пек,
Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда.
С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность
в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства
в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948), в
конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями
о А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны).
В 1952 вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман),
была опубликована на английском языке книга О технике актера.
Умер Чехов в Беверли-Хиллс (шт. Калифорния) 1 октября 1955, урна
с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна»)
в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось
забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель,
С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы
приобрел значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992
регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России,
Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов,
режиссеров, педагогов.
|
|