Ораторское искусство - теория

Ораторское искусство  

Искусство красноречия


Введение

«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему».
Исократ

Стремиться к лучшему, ставить цели и достигать их – вот что так необходимо всем нам. Но поставленная цель требует очень много усилий, ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно всегда идти вперед. Как много препятствий ждет на пути и, как много тех, кто с ними успешно справляется…

Демосфен, с детства страдающий физическими недостатками: косноязычие, слабый голос, нервный тик, человек, рано лишившийся отца - он справился со всем, что ему приподнесла судьба и вошел в историю. Это один из выдающихся ораторов древней Греции, человек, сделавший огромный шаг от косноязычия к красноречию…
Второй выдающийся древнегреческий оратор – Исократ, но в отличие от Демосфена, он является мастером письменного красноречия. Исократ не выступал публично из-за слабого голоса и природной застенчивости.

Демосфен. Политическая деятельность
Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 году с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. (Логографы (от греч. logos — слово, сочинение и «граф» - составители судебных речей в Афинах (с кон. 5 в. до н. э.) от имени клиентов применительно к их характеру, образованности и т. п. — для личных выступлений сторон на суде. Виднейшим из логографов был Лисий.)
Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.
Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами.

Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. (Эсхин (ок. 390-314 до н. э.), афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена.)

В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик. (Филиппики (греч. philippikoi), обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа II. В переносном смысле — гневные обличительные речи.)
Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (33, в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены.

В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.
Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.

Ораторское искусство

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие – «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.
Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей.
Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.
Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела
мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.
Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.
Из третьей речи «Против Филиппа»
«Но чего же еще не хватает ему до последней степени наглости? Да помимо того, что он разорил города, разве он не устраивает пифийские игры, общие состязания всех греков, и, когда сам не является на них, разве не присылает своих рабов руководить состязаниями в качестве агонофетов? Разве не завладел Пилами и проходами, ведущими к грекам, и не занимает эти места своими отрядами и наемниками? Разве не предписывает он фессалийцам, какой порядок управления они должны у себя иметь? Разве не посылает наемников - одних в Порфм, чтобы изгнать эретрийскую демократию, других - в Орей, чтобы поставить тираном Филистида? Но греки, хотя и видят это, все-таки терпят, и, мне кажется, они взирают на это с таким чувством, как на градовую тучу: каждый только молится, чтобы не над ним она разразилась, но ни один человек не пытается ее остановить. И никто не защищается не только против тех оскорблений, которым подвергается от него вся Греция, но даже и против тех, которые терпит каждый в отдельности. Это уже последнее дело!
Разве он не предпринимал похода на Амбракию и Левкаду - города, принадлежащие коринфянам? Разве не дал клятвенного обещания этолийцам передать им Навпакт, принадлежащий ахейцам? Разве у фиванцев не отнял Эхин, разве не отправляется теперь против византийцев, своих собственных союзников? Разве у нас - не говорю уж об остальном - он не завладел крупнейшим нашим городом на Херсонесе, Кардией ? И вот, хотя мы все страдаем от такого отношения к себе, мы все еще медлим, проявляем малодушие и смотрим на соседей, полные недоверия друг к другу, а не к тому, кто всем нам наносит вред». 

Исократ. Школа риторики Исократа

Сын состоятельного владельца мастерской по производству флейт. В период правления в Афинах тридцати тиранов Исократ руководил школой риторики на острове Хиос. 
(«Тридцать тиранов», олигархическое правительство (коллегия из 30 человек), утвердившееся в Афинах в 404 до н. э. при поддержке Спарты. Проводили политику репрессий и конфискаций имуществ. Возглавлялись Критием. Свергнуты в результате восстания демократической группировки.)

В 403 году он вернулся в Афины, около десяти лет был логографом. 
Около 390 года создал в Афинах собственную школу риторики, которая стала крупнейшей в Древней Греции. В программной речи «Против софистов» Исократ обосновал свои взгляды на обучение риторике. Он полагал, что риторика должна стать средством нравственного и политического воспитания. В курс обучения своей школы Исократ ввел историю, право, литературу, философию. Для становления оратора, по мнению Исократа, необходимы три составляющие: природное дарование, правильное обучение и постоянная практика.

Труды Исократа

Исократ пытался влиять на ход политических событий в Древней Греции. В 380 году по случаю заключения Второго Афинского морского союза он написал «Панегерик». 
(Панегирик (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь) - литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).)
В этой речи он призывал греков объединиться для борьбы с общим врагом – Персидской державой.
Позднее, убедившись в том, что ни Афины, ни Спарта не способны обеспечить единство греков, Исократ находит надежду в Македонии. В речах, обращенных к македонскому царю Филиппу II, Исократ призывает того встать во главе общегреческого союза в борьбе с персами. В последней из известных речей Исократа — Панафинейской речи, призывы к единению уже смешиваются с предчувствием потери независимости греческими полисами. Исократ умер через несколько дней после битвы при Херонее в 338 году и установления македонской гегемонии над всей Древней Грецией.
Из трудов Исократа до нас дошли тексты 21 речи, 9 писем и несколько фрагментов из пособий по обучению риторике. Сам Исократ не выступал перед слушателями из-за слабого голоса и природной застенчивости. Он получил известность как мастер письменного красноречия. Поэтому речи Исократа отличаются тщательной работой над словом. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и
оформлены лексически.

Исократ считал, что ораторская проза должна соперничать с поэзией. К недостаткам его стиля относят некоторую монотонность. Исократ создал жанр наставительной речи и прозаического энкомия (хвалебной песни), который впоследствии послужил образцом для панегириков в честь эллинистических и римских правителей. Исократ и его школа оказали сильнейшее влияние на развитие античного ораторского искусства.
«Панегирик»
«Часто удивлялся я на организаторов всенародных праздничных собраний и на учредителей гимнастических состязаний, на то, что они выдающиеся физические качества таких больших наград удостаивали, а тем, которые индивидуально потрудились для общего блага и все стремления направили к тому, чтобы и всем другим быть в состоянии оказать пользу, этим людям никакого почета не воздавали; об этих последних людях им естественнее было бы больше проявить заботы; ведь что касается атлетов, то, если бы даже они получили вдвое больше силы, ничего не прибавилось бы всем прочим, а от умно мыслящего (даже) одного человека все извлекли бы пользу, желающие приобщиться его образу мыслей. Однако я не пал духом и не предпочел безразличное отношение, но, признав достаточной наградой для себя будущую славу благодаря этой речи, выступаю с советом и относительно войны против варваров и относительно согласия среди нас самих; причем мне не безызвестно, что многие из выдававших себя мудрецами уже набросились на эту тему; но я надеюсь превзойти прочих, благодаря чему всем другим покажется, что ничего никогда не было сказано об этих вещах, а вместе с тем я признал, что самые лучшие из речей те, которые трактуют о важнейших вопросах, речи, которые и ораторов больше других на вид выдвигают, и слушателям больше других пользы приносят; одна из таких речей и эта.
Да и удобный момент еще не миновал, когда было бы уже напрасно и напоминать об этом; ведь тогда следует прекращать речь, когда или данные события не будут иметь места и больше не явится необходимость обсуждать их, или если речь покажется такой совершенной, что не оставит возможности прочим ораторам что-нибудь прибавить. А пока события находятся в прежнем состоянии, сказанное же по этому поводу слабо, как после этого глубоко не обдумать эту мою речь, которая, если будет иметь успех, и от междоусобной войны, и от настоящего тревожного положения, и от величайших бед нас избавит? Кроме того, если бы никоим образом иначе нельзя было бы освещать одни и те же события, как только в одной форме, то могло бы прийти кому-нибудь в голову, что излишне, говоря в той же форме, в какой говорили другие, снова надоедать слушателям; но так как природа речей такова, что является возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады, важные вещи делать маловажными, незначительным придавать значение, старое представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали другие, но лучше их следует попытаться сказать. Ведь ранее происшедшие события являются общим для всех нас материалом, но в удобный момент им воспользоваться, соответствующим образом каждое событие продумать и в хорошей словесной форме выразить - это разумным людям присуще. Я полагаю, в том случае огромный толчок для развития получают и все прочие искусства и мастерство в произнесении речей, если кто с восторгом будет ценить не первых дела начинающих, но лучше других каждое из них совершающих, и не старающихся о тех делах говорить, о каких никто ранее не сказал, но так умеющих сказать, как никто другой не смог бы». 

Заключение

Демосфен и Исократ были выдающимися ораторами древней Греции. Исократ – теоретик ораторского искусства, он не произносил свои речи, но большое внимание уделял слову. Его речи поражают плавностью и музыкальностью, а Демосфен не только писал, но и блестяще произносил свои речи, незря даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. 
Так кто же он, оратор? Вот что говорит нам толково-словообразовательный словарь.
Оратор - 1. Тот, кто профессионально занимается искусством красноречия (у античных народов).
2. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо.
3. перен. Тот, кто обладает даром произносить речи.
Демосфен и Исократ – это не только люди своей эпохи, это личности, вошедшие в историю. Демосфен помимо косноязычия и слабого голоса имел привычку подергивать плечом, но настойчивостью и энергией победил все свои недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.
В то время, афиняне были избалованы ораторами, от них требовалось очень многое и первые попытки Демосфена говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
Он добился огромного успеха. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому.

В отличие от речей Демосфена, речи Исократа не произносились, они были написаны для домашнего прочтения. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определенной цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест Эллады. Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др.
И Демосфен и Исократ внесли огромный вклад в историю красноречия, каждый из них был величайшим мастером слова. Речи, составленные этими ораторами имели большое значение для своей эпохи. 

В наше время сложно назвать кого-либо великим оратором, многие стремятся говорить грамотно и красиво, но многим не хватает, может быть внутренней силы, внутренней энергии, какой обладал Демосфен. Тем же кто пытается писать речи, возможно не хватает художественной целостности какая была у Исократа…
А.П. Чехов в 1893 г. писал: «В Московском университете с конца прошлого года преподаётся студентам декламация, т.е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

К сожалению, в наше время мало уделяется внимания ораторскому искусству. Появляются различные курсы, которые могут посетить все желающие, но в школах, в вузах, не считая театральных, речи уделяется слишком малое количество времени, и поэтому не только ораторов, но и людей, говорящих на «великом и могучем» все меньше и меньше… 
Т. Шибутани: «Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами
с необычайной легкостью». 

Так давайте же стремиться к ораторскому мастерству, давайте вместе покорять вершины знаний, если древние греки славились искусством красноречия, почему же мы, люди двадцать первого века не можем достичь в этом успеха?

Светлана Петракова

Нравится