|
|
|
Дружественность и
враждебность в борьбе
Материалы темы Дружественность
и Враждебность доступны для практического освоения после овладения навыками
борьбы, параллельно с освоением темы Деловая и Позиционная борьба и связаны
с расширением и закреплением умений "настойчиво добиваться целей
персонажа". Дружественность или враждебность в наступлении связана
прежде всего с представлениями борющегося о партнере, с которым предстоит
бороться, склонность к наступлениям того или иного типа является одним
из важнейших проявлений логики поведения, характера человека, а, следовательно,
его сверх-сверхзадачи. Уверенное владение этим параметром борьбы расширяет
возможности артиста в создании сценического образа.
|
|
|
- Наблюдая за поведением
"наступающих" людей, определите элементы наступления, позволяющие
утверждать, что борющийся исходит из представлений об общности существенных
интересов (своих и партнера) - дружественность; или о противонаправленности
существенных интересов - враждебность (как на уровне словесного материала,
так и на уровне всех элементов воздействия ).
- Наблюдайте в жизни
и покажите в этюде, какую окраску приобретают те или иные бессловесные
моменты поведения людей, исходящих из разных представлений о соотношении
взаимных интересов. (Например, Рукопожатие, Поцелуй, Ожидание и другие,
более сложные).
Необходимо, чтобы каждый исполнитель попробовал сыграть все варианты
поведения, т.е., например, Рукопожатие Дружественное, если партнер дружественен
и, если партнер враждебен, Рукопожатие Враждебное, если партнер дружественен
и, если враждебен. К этому упражнению полезно подключить и навыки освоения
темы Сила и Слабость (Рукопожатие Дружественное Сильного и Рукопожатие
Дружественное Слабого и т. д.).
- Варианты наступлений
Учащиеся совместно придумывают ситуацию, в которой сталкиваются существенные
интересы двух человек с определенными представлениями о соотношении
взаимных интересов. Этюд играется несколько раз (условием этюда может
быть хотя бы приблизительное повторение словесного рисунка борьбы),
с наступлением сначала одного, затем второго учащегося, и различных
представлениях о соотношении сил партнеров.
Следует обратить внимание на разные истории, к которым придется обратиться
исполнителям для того, чтобы одна и та же ситуация дала повод для Дружественного
или Враждебного наступления или обороны персонажа.
Дальнейшую работу
по освоению материала темы (как в предыдущих темах) удобно построить на
основе уже знакомого драматургического материала (можно использовать уже
освоенный в предыдущих темах драматургический материал, можно взять "новые"
отрывки или сцены).
- Рычаги настойчивости.
Учащиеся выполняют упражнение (Подробное описание см. в теме Наступление),
пользуясь только выбранным (заданным) типом наступления.
Целесообразно использовать один и тот же отрывок для отработки дружественного
и враждебного наступления, учитывая разный возможный предмет борьбы
(Позиционное или Деловое наступления) и, по возможности, представление
о соотношении сил борющихся (Сила и Слабость)
- Характерный рычаг.
Учащиеся наблюдают в жизни характерные рычаги настойчивости разных людей
и проявление их в поведении наступающего (добивающегося своих целей)
человека и используют увиденное в работе над отрывком, учитывая заданные
(выбранные) представления о соотношении интересов борющихся.
Отчетным материалом по освоению темы может являться показ одного самостоятельно
(или с помощью преподавателя) подготовленного отрывка (сцены), разными
исполнителями, показывающими различные варианты наступлений, в зависимости
от заданных разных представлений о соотношении интересов борющихся.
В
головной раздел
|