|
|
|
Монолог
К упражнениям по теме
Логика Поведения в монологе целесообразно приступать после освоения тем
Лепка Фразы в логике словесного Воздействия и Простые словесные действия,
однако перед началом работы над темой необходимо освежить навыки, полученные
в теме Логика сосредоточенного думанья.
|
|
|
- Вспомнить из жизни
и найти в литературе описания моментов "жизни человеческого духа",
когда человек (персонаж) произносит какие-либо слова не обращаясь ни
к кому из присутствующих рядом (в одиночестве). Найти в литературе максимально
подробные описания его поведения в эти моменты.
- Придумать несколько
последовательных высказываний, отображающих ход решения какой-либо проблемы.
Исполнить этюд, используя бессловесные элементы действия в промежутках
между высказываниями.
- Выполнять предыдущее
упражнение, используя цепочку задуманных поз (индивидуальных или общих
для всей группы).
Работа
над монологом
Для групповой работы
над монологом удобно взять один или два драматических монолога и работать
над ними всем учащимся. Излишне говорить, что работа исполнителя будет
тем успешнее, чем выше будет достигнут уровень мобилизации персонажа (чем
важнее для него окажется произносимый текст, принимаемое решение).
- Разбить монолог
на несколько кусков, исходя из предположения, что этот монолог есть
поиск решения какой-либо стоящей перед персонажем проблемы. Куски соответствуют
приходящим персонажу в голову вариантам решения проблемы и осознаваемым
препятствиям, которые могут помешать этому с соответствующими пояснениями
и отступлениями.
Технологически, в исполнении, это должно соответствовать моментам возникновения
более значимых оценок и более резкого изменения параметров бессловесного
действия между кусками, чем внутри куска.
- Придумать "ведущую"
мизансцену и параметр каждого куска. (Например: сидя, в тяжелом весе,
или на ходу, в пристройке сверху)
- Работа в заданном
параметре (мизансцене). Учащемуся задается параметр бессловесных действий
или мизансцена на кусок (вытягивает билет, считалочка). Он "на
ходу" текстом монолога и своим поведением должен оправдать заданный
параметр и мизансцену.
Примечание. Целью этюда является, в частности, "расширение
сознания" исполнителя, укрепление навыка импровизационно учитывать
в своем поведении различные предлагаемые обстоятельства. В работе над
монологом (кусками) следует максимально избегать моментов демобилизации
артиста-персонажа между кусками и отстроек внимания внутри кусков.
- Сквозное действие
монолога. Учащиеся задумывают или получают задание, характеризующее
сквозное действие монолога (например: легчать, или мобилизовываться)
по ходу развития монолога, самостоятельно разбивают его на куски, подчиненные
данному сквозному действию и реализуют это в своем поведении.
- Учащиеся задумывают
определенный характер и предлагаемые обстоятельства, в которых находится
персонаж, произносящий текст и реализуют этюд.
Критерием оценки этой работы, предлагаемой как отчетной по данной теме,
является применение навыков, полученных в процессе всей работы над темой
(т.е. наличие в монологе кусков, изменения мизансцены, сквозного действия
монолога, импровизационное владение бессловесными элементами действия)
для создания "выразительного" поведения персонажа, а также
умение создать единство текста и поведения персонажа (характер персонажа).
В
головной раздел
|