|
|
|
Упражнения
Пристройка
Для овладения этим
параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три
"пристройки": "сверху", "снизу" и "наравне".
- Понаблюдайте нескольких
людей за выполнением какого-либо одного бессловесного действия (еда,
поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте
найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным
пристройками к объекту внимания.
Если человек не размышляет в процессе этого дела, то все изменения поз
связаны с его пристройкой, приспособлением своего тела к тому или иному
материальному предмету.
|
|
|
- Сделайте то же
наблюдение за поведением людей в общении.
- Умейка и неумейка.
Понаблюдайте как одно и то же действие, связанное с пристройкой к материальному
предмету, выполняет профессионал и новичок. Определите, в чем физически
выражается разница между ними (характер пристроек, их длительность,
концентрация внимания и т.д.), и покажите этюд, стараясь добиться максимальной
выразительности показа.
Наблюдающим следует следить, чтобы в погоне за яркостью, исполнитель
ни в коем случае не терял "дела", которым занимается его персонаж.
Это легко определится, когда исполнитель не следит благополучно или
неблагополучно развивается его дело, т. е. "равнодушен" к
проблемам, возникающим на пути его осуществления.
- Представьте себя
“очень большой и важной персоной”, затем “очень маленькой и незначительной”,
займитесь каким-либо делом, сохраняя это ощущение, проследите как изменяется
Ваше поведение при выполнении одно и того же дела с различными пристройками.
Найдите то же ощущение в общении с партнерами.*
* - Примечание В данном случае (как и прим работе над третьим упражнением)
лучше выбирать конкретное предметное дело, переложить книгу, убраться
в комнате, что-то попросить у партнера, объяснить ему и т.д.
- Задумайте несколько
поз (сидя, лежа, стоя, в движении). Опробуйте перходить от позы к позе
в процессе выполнения какого-либо дела, меняя пристройку к объекту внимения.
- Три дела одновременно.
Выполняйте упражнение (описание см. в теме Оценка), выбрав три дела,
требующие максимально различных пристроек тела (например, чинить часы
- пристройка к мелкой, кропотливой работе с материальным предметом;
разговаривать с начальником - пристройка к партнеру и готовиться к приходу
гостей - пристройка к пространству)
- Начните какое-либо
дело в пристройке сверху, сделайте оценку на какое-либо обстоятельство
и продолжайте дело в пристройке снизу, и наоборот.
- “Вход в пристройке”.
Выпоняйте вход в помещение в заданной пристройке, используя различные
виды “входов”: к предмету, к делу, думая, от предмета.
- Делайте шестое
упражнение, меняя пристройку после входа (сделав оценку на какое-либо
новое обстоятельство).
- “Психопат”. Меняйте
пристройку на противоположную после каждой реплики партнера.
- “Царь горы”. Один
из обучающихся отвечает на все реплики партнеров в заданной пристройке.
Если кому-либо удается “скинуть его с горы”, то на гору забирается он
сам.
- “Повышение и понижение”.
Завдумайте дело, требующее нескольких обращений к партнерам. Выполняйте
упражнение поступенчато повышая (понижая) пристройку
Найдите в известном всем драматургическом материале моменты бессловесного
поведения (Входы, уходы, паузы и т.д.) и попробуйте сыграть их во всех
видах пристроек.
При выполнении упражнения следует (также как и раньше) добиваться реальной
занятости внимания каким-либо делом, пусть, на первых порах, вроде бы
и не свойственном играемому персонажу.
- Детские стихи.
Выберите несколько детских стихов (например, Барто, Михалков, Чуковский
и т. д.) и исполните их от лица какого-либо их персонажа (или придуманного
персонажа) с определенной пристройкой к слушателям.
Если удастся подобрать стихи с диалогом персонажей крайне полезно работать
над ними, используя все варианты пристроек персонажей друг к другу.
В
головной раздел
|